Дополнительная информация |
Учитывая, что дошкольное образование является
первой ступенью общей педагогической системы, а само образовательное учреждение
может рассматриваться как социально-педагогическая система, следовательно, оно
должно отвечать определенным свойствам: целенаправленность, целостность,
управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со
средой.
Механизм управления современным дошкольным
учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает
принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников
педагогического процесса. Структура этих отношений в нашем дошкольном
учреждении такова: детский сад – внешняя среда, администрация – общественность,
руководитель – подчиненный, педагог – педагог, педагог – родители, педагог –
дети, ребенок – ребенок. Основу модели составляют четыре взаимосвязанных уровня
всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, старшего воспитателя, педагогов, родителей
детей, посещающих ДОУ.
Каждый из уровней управления обязательно входит в
зону влияния субъектов управления, как по горизонтали, так и по вертикали. Структура
нашего управления строится на принципе единоначалия, т.е. согласно которому
каждый подчиненный принимает полномочия только от одного начальника и является
ответственным перед ним.
В ДОУ высший уровень управления обеспечивает
заведующий, наделенный административными полномочиями. Заведующий наделяет
руководителей служб линейными
полномочиями, т.е. теми, которые передаются от начальника непосредственно
подчиненному и далее другим подчиненным. Четкое вертикальное и горизонтальное
распределение труда на каждом уровне находит отражение в должностных
инструкциях конкретных работников. Каждый линейный руководитель имеет в своем
подчинении определенные категории сотрудников. Число лиц, подчиненных донному
руководителю, представляет собой сферу контроля – одну из важных аспектов
организационной структуры учреждения.
Структура
управления была бы не полной, если бы мы не включили в нее родителей, так как
они являются первыми педагогами, и детей, так как они – основа управленческой пирамиды.
Созданная структура управления не является чем-то
неподвижным, она меняется в связи с развитием дошкольного образовательного
учреждения и может предопределять изменения в этом развитии (схема 1).
Распределение административных обязанностей в
аппарате управления образовательным учреждением (таблица 1), деятельность
структурных подразделений в ДОУ (таблица 2).
Основная идея
управления по результатам заключается в осознании того, что ни одна
организация сама по себе не представляет никакой ценности, но вместе с тем она
представляет упорядоченную форму, объединяющую индивидов или группы, для
достижения определенных результатов. Результативное мышление на более высоком
уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а
затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, т.е. время, технологии и
другие ресурсы. Результат есть реализованная цель. Управления по
результатам предполагает определение
ключевых результатов. Мы их
выделяем, исходя из осознания общечеловеческих и национальных
ценностей. Среди них:
1.
Здоровье и
здоровый образ жизни.
2.
Воспитанность
на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
3.
Образованность
в соответствии с личностными возможностями и способностями.
4.
Готовность к
продолжению образования и труду.
5.
Готовность к
жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях.
6.
Адаптивность
образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности.
Управление выделенными ключевыми результатами
будет определяться главными факторами и условиями (схема 2).
В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив —
ценнейший ресурс. Для максимального использования творческих способностей
педагогов и управленцев исходят из того, что когда результаты определены, в
отношении средств их достижения исполнителям предоставляется право свободы
выбора. Задача руководителей любого уровня состоит в совместном достижении
результатов, что предполагает осуществление в определенном контексте информационного обеспечения, анализа, целеполагания,
планирования, исполнения, контроля и коррекции.
НАИМЕНОВАНИЯ
И РУКОВОДИТЕЛИ
СТРУКТУРНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (органов управления)
МАДОУ Детский сад «Радуга»
СТРУКТУРНОЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
|
Ф.И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ
|
Заведующий ДОУ
|
Дармаева Ольга Юрьевна
|
Заместитель
заведующего по
административно-хозяйственной
работе
|
Сычева Ольга Александровна
|
Старший воспитатель
|
Цыденжапова Евгения Баировна
|
Таблица 1 Распределение
административных обязанностей в аппарате управления образовательным учрежден
Заведующий ДОУ
|
Старший воспитатель
|
Заведующий хозяйством
|
Медицинская сестра
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
1. Руководство учреждением в соответствии с Уставом:
• определение
стратегии, целей и задач учреждения;
• определение структуры
управления;
• решение
финансово-хозяйственных вопросов;
• координация
работы структурных подразделений и контроль за ней;
• прием на
работу, расстановка кадров;
• поощрение творческой
инициативы работников;
• формирование
контингента воспитанников, сотрудничество с их семьями;
• представление
учреждения в государственных и иных органах и учреждениях;
• утверждение локальных
актов учреждения;
• обеспечение
условий безопасности на рабочем месте;
• обеспечение
трансляции опыта работы учреждения.
2.
Подотчетность Комитету по образованию, окружному управлению и
Департаменту образования
|
1 . Координация работы воспитателей по выполнению годового плана с
соблюдением учебной нагрузки и
прав детей.
2.
Контроль за выполнение воспитателями должностных инструкций и графиков работы.
Ответственность за это.
3.
Оказание методической помощи педагогам и
родителям.
4.
Выявление, обобщение и внедрение передового
опыта.
5.
Контроль за сохранностью игрового оборудования.
6.
Контроль за качеством
воспитательно-образовательного процесса и ранним выявлением проблемных
вопросов.
7.
Контроль за выполнением режима групп и инструкции по охране жизни и здоровья детей.
8.
Организация и координация работы с семьями
воспитанников, со школой
|
1 . Руководство хозяйственной деятельностью и
ответственность за материальные
ценности.
2.
Контроль за надлежащим и безопасным для
здоровья состоянием здания,
территории, технологического, энергетического и противопожарного
оборудования.
Ответственность за это.
3.
Контроль за выполнением должностных обязанностей и
рабочих графиков младшего и
технического персонала.
Ответственность за это.
4.
Ответственность за своевременное оформление отчетной документации по инвентарному учету и списанию материальных и
денежных ценностей.
5.
Подотчетность
руководителю и главному
бухгалтеру
|
1 . Контроль за выполнением всеми
работниками СанПиНов
2.4.1.1249-03. Ответственность за это.
2. Контроль за качеством и
организацией питания в соответствии с меню. Ответственность за это.
3.
Ответственность за организацию своевременного
медицинского осмотра детей и профосмотра сотрудников учреждения.
4.
Контроль за наличием и содержимым аптечек всех
помещений.
Ответственность за это.
5.
Ответственность за ведение и оформление всей
отчетной и медицинской
документации.
6.
Контроль за всей оздоровительной работой и
закаливающими мероприятиями. Их координация.
7. Контроль за выполнением
режима работы каждой возрастной группы.
8.
Организация и осуществление вакцинации детей и
сотрудников.
9.
Подотчетность руководителю
|
Управление конечными результатами работы
Схема 2
Уровень
здоровья,
физического и
психического
развития
ребенка
|
Уровень
нравственного, духовного и морального воспитания личности
|
Уровень интеллектуального
развития
|
Уровень готовности к обучению в школе
|
Уровень адаптивности образовательной среды
|
|
|
|
|
|
Главные
факторы, влияющие на качество конечных результатов
|
Уровни
успешного достижения конечных результатов
|
|
|
|
|
|
Качество медицинского обслуживания,
питания, комфортности среды и физкультурно-оздоровительной работы
|
Система
физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, комфортной
предметно-развивающей и психологической среды
|
Качество
нравственного духовного и морального воспитания в процессе социализации
личности
|
Система
нравственного воспитания и социального развития ребенка
|
Качество воспитания, образования дошкольников и
организация разнообразной детской деятельности
|
Система воспитания и обучения с учетом
индивидуальных особенностей ребенка (цели, содержание, формы и методы)
|
Качество
готовности дошкольников к обучению в школе
|
Система методической работы с кадрами и создание
модели ВОП в соответствии с современными требованиями науки
|
Качество научно-методического обеспечения
воспитательнообразовательного процесса
и работы с кадрами
|
Система работы с детьми старшего дошкольного
возраста по подготовке к обучению в школе
|
Качество
взаимодействия с семьей, знания психологии быта семьи, традиций
|
Система взаимодействия, партнерского
сотрудничества с семьей и всеми
институтами общества
|
Качество
изучения спроса на образовательные услуги
|
Система
образовательных услуг с учетом потребностей и спроса
|
|
|
УПРАВЛЕНИЕ
|
Деятельность структурных подразделений в ДОУ
Таблица 2
Структурное подразделение
ДОУ
|
Цели и
задачи, содержание деятельности
|
Члены структурного
подразделения
|
Взаимосвязь с другими структурными подразделения ми
|
Педагогический совет (ПС)
|
Выполнение
нормативных документов по дошкольному
воспитанию. Утверждение годового плана работы и программного развития ДОУ.
Повышение уровня воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
Внедрение в практику работы ДОУ
достижений педагогической науки. Повышение педагогического мастерства
педагогов, развитие их творческой активности и взаимосвязи
|
Заведующий
ДОУ, старший воспитатель, воспитатели,
родители
|
Аттестационна
я комиссия
|
Методическая служба (МС)
|
Оказание
помощи педагогам всех категорий дошкольного учреждения. Осуществление
контроля за воспитательнообразовательной работой.
Организация и проведение педсоветов. Изучение,
обобщение, распространение и внедрение
передового педагогического опыта. Создание условий для осуществления
воспитательнообразовательного процесса. Обеспечение взаимодействия детского
сада и семьи, школы и других организаций.
|
Старший воспитатель
|
педагогически й совет
|
Родительский комитет (РК)
|
Обеспечение
постоянной взаимосвязи детского сада с родителями.
Осуществление
помощи ДОУ в его работе и организация выполнения всеми родителями законных
требований
|
Один родитель от группы
|
педагогически й совет
|
Аттестационная
комиссия
|
Определение
уровня профессиональной компетенции педагогических работников, присвоение им
2-й квалификационной категории. Обеспечение
возможности повышения уровня оплаты труда педагогическим работникам
|
По приказу
|
педагогичес
кий совет
|
Профсоюзный
комитет (ПК)
|
Представление
защиты социальнотрудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза.
Разработка и сование нормативно-правовых документов ДОУ имеющих отношение к
выполнению трудового законодательства. Контроль за их
соблюдением и выполнением
|
Члены профкома
|
Общее собрание трудового коллектива, комиссия по трудовым спорам
|
Психолого-медикопедагогический
|
Взаимодействие
специалистов
дошкольного образовательного учреждения
|
Заведующий, старший
|
Администрати
вный совет,
|
| | |
|
Комиссия по
охране труда
|
Разработка
программы совместных действий работодателя, профсоюзного органа по улучшению
условий охраны труда; контроль за соблюдением нормативных актов; организация
профилактической работы по улучшению условий труда
|
Представители
профкома и трудового коллектива
|
Администрати вный совет, профсоюзный комитет
|
Система внутрисадовского управления
Цели
|
Подсистемы
|
Содержание
деятельности
|
Ответственный
|
1.
Определить содержание воспитательнообразовательной работы в соответствии с выбранной
программой
|
Обучение,
воспитание,
развитие
|
Формирование
банка данных о выполнении программы и государственных стандартов, о состоянии
учебно-воспитательного процесса, методической работе, исполнении протоколов
педсоветов
|
Старший
воспитатель
|
2.
Сформировать у педагогов потребность непрерывного профессионального роста как
условие достижения эффективности результатов деятельности дошкольного
учреждения
|
Научнометодическое
обеспечение
|
Формирование банка данных о новых исследованиях в области педагогики,
дидактики, психологии; научнометодического материала о состоянии работы в
детском саду, о научнометодической деятельности коллектива и отдельных
воспитателей,
педагогов. Совместно со специалистами определение этапов развития ВОП (с учетом
основных и дополнительных образовательных услуг), прогнозирование развития
научно-методической (экспериментальной) деятельности коллектива и отдельных
воспитателей и педагогов.
Планирование
научно-методической работы, учебно-воспитательного процесса. Организация исполнения воспитательнообразовательных планов,
программ и плана работы ДОУ
|
Старший
воспитатель
|
3.
Создать условия социальнопсихологического комфорта и защищенности всех
участников педагогического
|
Социально- психологическое обеспечение
|
Анализ
состояния социальнопсихологической и правовой защиты всех участников ВОП. Прогнозирование, планирование и организация условий для реализации
развития
|
Заведующий,
старший
воспитатель
|
процесса
|
|
личности,
контроль и коррекция социально-психологической и правовой защиты всех членов
коллектива
|
|
4.
Обеспечить соблюдение
действующих
правовых норм и конвенции о правах ребенка
|
Правовая
защита
|
Прогнозирование, планирование развития ДОУ, организация совместной
деятельности учреждений образования с другими социальными институтами
по
достижению целей
ДОУ
|
Заведующий,
старший
воспитатель
|
6. Создать механизм взаимодействия детского сада
и
социума, обеспечивающий достижение целей дошкольного учреждения
|
Региональное
взаимодействи е ДОУ с другими социальными институтами
|
Участие в анализе деятельности, определение целей
развития ДОУ, планирование и организация деятельности коллектива, экспертной
оценке совместно с другими органами
|
Заведующий,
Старший
воспитатель
|
|